Музыка

Basso continuo
(бассо континуо, также генерал-бас, цифрованный бас) — "непрерывный, общий бас": традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации.

Gebrauchsmusik
(нем.) — 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20 в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования;
2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.).

Автентический
1) автентический каданс в мажоро-минорной системе: последовательность доминантового и тонического аккордов;
2) в средневековой модальной системе – лад, диапазон которого строится от основного тона на октаву вверх.

Адажио
(итал. Adagio, "ада́джо" — медленно, спокойно) — медленный музыкальный темп, вторая степень главных музыкальных движений, более быстрый, чем ларго (самый медленный темп), но медленнее анданте. У Генделя и в музыке его времени адажио считалось безусловно медленнее, чем ларго. В крупных произведениях инструментальной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обычно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.

Аккорд
совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.

Алеаторика
современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения.

Аллилуйя
(древнеевр. – "хвалите Бога") — выражение, часто встречающееся в духовной музыке и псалмах; иногда – самостоятельная часть музыки в литургическом цикле.

Альбертиевы басы
аккомпанемент к мелодии, состоящий из "ломаных", "разложенных" аккордов, т.е. аккордов, в которых звуки берутся не одновременно, а по очереди. Прием типичен для клавирной музыки конца XVIII века.

Альт
1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом – отсюда название, дословно значащее "высокий";
2) низкий женский голос, называемый часто "контральто";
3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре – например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.

Амбушюр
положение губ при игре на духовых инструментах.

Антифон
форма, предусматривающая поочередное участие двух групп исполнителей. Термин восходит к названию одного из жанров старинного литургического пения – антифона, который исполнялся попеременно двумя хорами.

Апподжиатура
украшение или неприготовленное задержание, обычно диссонирующее по отношению к основному аккорду и разрешающееся в один из составляющих его тонов. Длинная апподжиатура приходится на сильную долю такта и разрешается на слабой доле. Короткая апподжиатура (итал. аccaciatura, аккачатура; в русском языке употребляется термин "форшлаг") исполняется кратко перед сильной долей (в музыке баховской эпохи – тоже кратко, но на сильную долю).

Аранжировка
(переложение, обработка) — приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).

Ариозо
небольшая ария; прилагательное "ариозный" относится к вокальному стилю более мелодически насыщенному, чем речитатив, но менее развернутому, чем ария.

Арпеджио
аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.

Артикуляция
способ подачи звука при игре на инструментах или пении, аналогично произношению в речевом общении.

Атональность
термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий.

Баритон
1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом;
2) инструмент из группы саксофонов с баритоновым диапазоном.

Бас
1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры;
2) мужской голос низкого регистра;
3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).

Вводный тон
седьмая ступень в звукорядах мажора, гармонического и мелодического (при восходящем движении) минора: здесь образуется полутон, который тяготеет к находящейся на полтона выше тонике (например, в до мажоре звук си тяготеет к вышенаходящемуся до).

Вибрато
легкое колебательное изменение высоты или громкости выдержанного тона с целью создания дополнительного красочного эффекта.

Гамма, звукоряд
совокупность звуков, принадлежащих к той или иной ладовой системе и расположенных в определенном порядке (обычно в поступенном восходящем или нисходящем движении – в виде гаммы). В повседневном употреблении термины "звукоряд" и "гамма" взаимозаменяемы, однако звукоряд не обязательно должен быть записан в форме гаммы.

Гармонический ритм
скорость, с которой сменяют друг друга аккорды.

Гармония
1) одновременное звучание – созвучие нескольких тонов (аккорд);
2) связи внутри аккордовых последовательностей;
3) наука о законах соотношения аккордов;
4) "вертикальный" (гармонический) аспект музыкальной композиции, взаимодействующий с ее "горизонтальным" (мелодическим) аспектом.

Гетерофония
тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для ряда азиатских и африканских культур, а также для некоторых жанров русского фольклора и фольклора иных европейских народов.

Импрессионизм
художественное движение в изобразительных искусствах и в музыке, возникшее в конце 19 в.; для него типично обращение прежде всего к чувствам, а не к интеллекту, стремление к красочности, к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности. В музыке наиболее яркий представитель импрессионизма – К.Дебюсси, а также авторы, испытавшие влияние его стиля.

Камерная музыка
инструментальная или вокальная ансамблевая музыка, предназначенная для исполнения главным образом в небольших залах. Распространенным камерно-инструментальным жанром является струнный квартет.

Квинтет
струнный квинтет: ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, так как он написан скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано.

Квинтоль
деление ритмической доли на пять равных частей.

Клавесин
струнный клавишный инструмент 16–18 вв., в котором при нажатии клавиш маленькие плектры зацепляют струны.

Клавикорд
небольшой клавишный инструмент эпох Возрождения и барокко, в котором маленькие металлические штифты при нажатии клавиш ударяли по струнам, производя негромкий, нежный звук.

Кода
заключительный раздел музыкальной композиции, иногда развивающий заключительный каданс. Кода способствует завершенности сочинения; в некоторых случаях в ней достигается его главная кульминация.

Концертмейстер
1) первая скрипка в оркестре: этот исполнитель играет сольные фрагменты партитуры и при необходимости заменяет дирижера;
2) музыкант, возглавляющий группу инструментов оркестра;
3) пианист, разучивающий произведение (партию) с вокалистами, инструменталистами, артистами балета и выступающий с ними на концертах.

Мелкая нота
нота (или группа нот), записывающаяся более мелко, чем остальные. Такая запись может иметь два значения: 1) в музыке, созданной до 19 в., а иногда и позже, "мелкая нота" представляла собой украшение, не имеющее собственной ритмической длительности, а заимствующее, "отнимающее" ее из последующей длительности; в русском языке в этом случае употребляется заимствованный термин "форшлаг"; 2) в музыке 19 в., особенно в сочинениях Листа, Шопена и Антона Рубинштейна, серии "мелких нот" часто употребляются в каденциях и подобных им по стилю фразах, причем пассаж в целом имеет некоторую обозначенную протяженность (например, такт или два такта и т.д.), а длительность каждой из "мелких нот" определяется исполнителем (обычно такие пассажи исполняются rubato, т.е. "свободно").

Модальность
способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда – в отличие от тонального мажоро-минорного принципа. Термин применяется к старинной церковной монодической музыке разных традиций, а также к восточным и фольклорным культурам (в этом случае термину "модальность" может соответствовать термин "ладовость").

Обертоны
призвуки, входящие в спектр звука, производимого колеблющимся предметом, вибратором (например, струной или столбом воздуха), и располагающиеся выше основного тона. Обертоны образуются в результате колебания частей вибратора (его половины, трети, четверти и т.д.), каждый из них имеет собственную высоту. Таким образом, звук, издаваемый вибратором, является сложным и состоит из основного тона и набора обертонов.

Пентатоника
пятиступенные лады; основной тип – бесполутоновая пентатоника ("по черным клавишам"); подобные лады часто встречаются в музыке Дальнего Востока, они типичны и для ряда европейских фольклорных традиций, в частности русской.

Перечение
близкое соседство (или одновременное звучание) в партитуре какого-либо тона и его же альтерированной формы – например, си и си-бемоль. В некоторых стилях перечения категорически запрещены.

Полиритмия
одновременное использование отчетливо контрастных ритмических рисунков в разных голосах.

Программная музыка
инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали произведения этого типа.

Реприза
заключительный раздел сочинения в сонатной форме, где вновь проходят темы экспозиции; репризой называют и повторение музыкального материала в заключительном разделе разных форм – например, трехчастной.

Респонсорий
песнопение Западной церкви, в котором чередуются пение солиста и хоровой рефрен; определение "респонсорный" может относиться к подобному приему в музыке разных стилей.

Сериализм, сериальность
техника композиции, при которой в качестве основы используется набор неповторяющихся звуков (классический вариант – 12 звуков, но может быть и меньше) и все сочинение состоит из непрерывного повторения этого набора – серии или нескольких серий; по тому же принципу организуются ритм, динамика, тембр и т.д. Простейший, исходный вариант сериальности – додекафония, в которой учитывается только звуковысотный фактор.

Скерцо
пьеса или часть цикла в быстром темпе.

Сопрано
1) верхняя партия в хоровой партитуре;
2) самый высокий по регистру женский голос (или голос мальчика);
3) разновидность некоторых инструментов – например, сопрановый саксофон.

Такт
единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.

Темперация
выравнивание интервальных соотношений в музыкальном строе, при котором некоторые интервалы отличаются от их чистых акустических величин. Ныне наиболее распространена так называемая равномерная темперация, при которой октава делится на 12 равных полутонов. Характерное для второй половины 20 в. движение к возрождению старинной музыки привело к возрождению разных способов темперации принадлежащих эпохам Возрождения, барокко, классицизма и т.д.).

Тональность
1) высотное положение лада – например, до мажор;
2) система высотных связей, централизованных вокруг основного созвучия – тоники. Термин "тональность" употребляется как антоним термина "модальность", связанного с иными, чем классические мажор и минор, ладами.

Тремоло
быстрое многократное повторение тона, иногда в диапазоне двух ступеней, иногда на одном высотном уровне.

Цифрованный бас
принятая в эпоху барокко сокращенная запись аккордового аккомпанемента с помощью цифр, которые помещались над или под нотами басового голоса. Исполнитель на инструментах гармонического типа (клавесин, орган, лютня) мог с помощью цифровой записи воспроизводить полную гармоническую фактуру произведения.